Немного истории. Часть 2

А что же наши?

Соперником Венеции в производстве бисера становится Чехия, где научились варить стекло очень прочное и прозрачное. Богемское стекло (бисер, покрытый эмалями), стал пользоваться огромным спросом. Благодаря  соперничеству Чехии и Венеции, бисера появилось огромное количество. Он был разнообразен по размеру и окраске.

В нашей стране бисер так же был известен. Археологические исследования это подтверждают. В основном поделки из стекла находили в Киеве,

Чернигове,Новгороде, Старой Ладоге. Найденые мелкие бусы, напоминают бисер, разнообразны по цвету и некоторые из них, могли быть местного производства. Т.к. вместе с бусинками, находят и мастерские с остаткими сырья, полуфабрикатов, и бус в том числе. Но сам бисер на Руси пока еще делать не умели. Его привозили купцы из Венеции и германии. Мастерицы использовали бисер наравне с жемчугом и драгоценными камнями. Бисер был очень дорог. Поэтому, примняли его только для изготовления культовых предметов для знати и при дворе. Большое значение стеклоделию придавал Петр I. В 1724 году был подан проект о приглашении различных иностранных мастеров, в том числе и стекольщиков. Молодые люди посылались для обучения стеклоделию в Италию.

Наши в Германии

1753 год. М.В. Ломоносов. Ох уж этот Михаил Васильевич. Много он напридумывал. В том числе и исследовал область теории цвета. Он провел множество опытов по окрашиванию стекла. И пришлось строить стекольную фабрику в Усть Рудице под С. Петербургом.

  В 1754-55 гг. первая продукция вышла в свет. Бисер, стеклярус, граненные камни, цветные стекла для мозайки. Как же проходил кулинарно-стекольный процесс? В огромных печах варилась стекольная масса из которой потом вытягивалисьстеклянные трубочки разного диаметра. Трубочки разламывали, смешивали с толченым углем и насыпали в металлличекие кастрюли  сосуды. После этого помещали в "бисерные" печи", где, расплавляясь, трубочки приобретали округлую форму.

  Стеклярус получали проще. Трубочки нарезали на кусочки нужной длины. Производство на фабрике шло до 1766 года. Бисером и стеклярусом, выпущенным этой фабрикой был отделан кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Довольно долго считалось, что эта работа выполнена во Франции, т.к. стояла подпись  "de Chenе". В XX веке было установлено, Мария де Шен- актриса французской труппы, в 1761 г. осталась в России и организовала вышивальную мастерскую, обучив русских вышивальщиц.

И швец, и жнец...

На Руси бисероплетением занимались и крестьянки и дворянки.

Рисунки, для изготовления изделий из бисера, издавались на специальных листах с указанием цвета бисера.

Виды работ были очень разнообразны: вышивка, вязание, шитье в прикреп, низаниев одну или несколько нитей, ткачество (ручное, станочное), вдавливание в воск, сажение по бели, вышивка по канве.

Во второй половине XVIII века интерес к бисеру затихает.

Снова интерес к бисерному рукоделию возникает в XIX-XX вв. Но он уже стал играть такую важную роль, как реньше.

Бисер сочетали с другими элементами декора. В селах в конце XIX в. возникает несколько центров по производству изделий из бисера.

Различные бисерные цепочки продавались в Москве и в С. Петербурге, давая не плохой заработок мастерицам.

 

От улыбки станет всем светлей...

В конце XIX-XXвв.  бисерный промысел перерастает из ручного в промышленное производство. Бисерные изделия с успехом участвуют на Всероссийских кустарных выставках и за рубежом: Стокгольм, Париж, Лондон. Огромный успех имеют работы из бисера на Лейпцигской ярмарке.

  Все это побудило начать обучать бисерным работам в школе народного искусства в С. Петербурге. В связи с войнами, развитие бисероплетения надолго забывается. И лишь к концу XX века бисер начинает снова приобретать популярность.

  Украшения из маленьких цветных шариков пользуются огромным спросом. Их выполняют на нитке, леске, проволоке, оплетают предметы быта- шкатулки, вазочки.

  Изделия, изготовленные руками мастера имеют свой неповторимый колорит. Оно впитало тепло рук мастерицы и часть ее энергии. Поэтому, плести из бисера нужно с хорошим настроением.

Вы можете почитать:

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

5 комментариев: Немного истории. Часть 2

  1. Леонид пишет:

    Интересная история о производстве бисера. Про венецианское стекло не знаю, а вот богемское мне очень нравилось, особенно оно поражало в те советские времена, когда у нас практически ничего не было. Попав в Чехословакию из мира пустых полок мы смотрели на витрины магазинов, как на музейные экспонаты.

  2. Jonny_30 пишет:

    отлично «)
    хорошее, объемное погружение в предтечи и бытность этого промысла на Руси «)
    получается, что родословная весьма древняя и разветвленная «))

  3. Да, интересная история появления бисера. Сколько было проделано работы, ведь наверняка не все получалось с первого раза. Но наверное так устроена жизнь, человек всегда что придумывает и изобретает.
    Полностью согласен, что плетение нужно выполнять в хорошем настроении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *